Дизайн-методология: технологии и/или soft skills?

6 октября 2011 г.  в  Информационно-книготорговом  центре Издательского дома Санкт-Петербургского государственного университета «Менделеевская, 5» прошел межфакультетский семинар. Кафедра дизайна факультета искусств и кафедра эстетики и философии культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета  организовали совместный семинар, посвященный методологическим проблемам дизайна.

Семинар собрал более 60 человек – дизайнеров,  преподавателей, аспирантов  и  студентов Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургской государственной  художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики.

Программа семинара включала презентацию монографии профессора кафедры дизайна Лола Г.Н. «Дизайн-код: культура креатива» и обсуждение следующих вопросов:

  • Дизайн и современное искусство: единство и различие методологи-        ческих стратегий;
  • Дизайн – производство или произведение  ауры?
  • Дизайнерский креатив: технологии и/или soft skills?
  • Инструментальный ресурс методологии  дизайн-кода нарративного  кокона  (Лола Г.Н.).

На семинаре выступили:

Позднякова К.Г., зав. кафедрой дизайна факультета искусств СПбГУ, кандидат искусствоведения, доцент :

«Наши кафедры давно связывают партнерские и дружеские отношения, и желание провести совместный семинар стало закономерным продолжением  и новой формой развития этих отношений. Нам показалась интересной идея собрать философов, теоретиков дизайна и дизайнеров для обсуждения  вопросов, которые всем интересны, но у каждого своя точка зрения на них, свое видение проблемного поля.

     Поводом для нашей встречи стало важное событие – выход монографии доктора философских наук, профессора кафедры дизайна Лола Г.Н.  «Дизайн-код: культура креатива». Авторская методология создания  продукта дизайна, которая развернута в этой монографии, давно прошла научную апробацию - Лола Г.Н. уже несколько лет читает на нашем факультете курсы «Теория и философия дизайна», «Теория и методология дизайн-проектирования», «Коммуникативные технологии в дизайне», «Комуникативная компететность дизайнера». 

     Проблемы теории и методологии дизайна, которые мы сегодня будем обсуждать, непросты, для их понимания необходимы знания философии, искусствоведения, культурологии. Но такой и должна быть подготовка  дизайнера в Университете – дизайнера, понимающего свою деятельность в широком культурном контексте...»

Голик Н.В., зав. кафедрой эстетики и философии культуры философского факультета СПбГУ, доктор философских наук, профессор:

«Вопросы, которые мы сегодня обсуждаем, позволяют еще раз вернуться к вопросу о том, насколько востребованы философия и философ практикой, в данном случае практикой дизайна. Книга Лола Г.Н., которую мы на кафедре с коллегами уже обсуждали, показывает, насколько близки могут быть  философские абстракции и практические аспекты, и как философская методология помогает дизайнеру решать свои профессиональные задачи…»

Лола Г.Н., доктор философских наук, профессор кафедры дизайна, Член Союза Дизайнеров России :

«В книге я хотела осветить важнейшие аспекты дизайнерской практики – метафизический, связанный с осознанием существа дела и своей миссии, методологический – дающий ключ к разработке дизайн-продукта, и коммуникативный – ориентированный на анализ проблемных  взаимоотношений с заказчиком. По сути, это продолжение исследования, начатого в первой книге «Дизайн: опыт метафизической транскрипции»  (1998 г.). И десятилетний практический опыт позволил мне перевести  философские манифестации на язык методологических инструкций. Эта книга для дизайнеров, потому и написана она очень кратко, компактно, по принципу «ни одного лишнего слова» - такой конспект-инструкция. И все же  это – философская книга, адресованная дизайнеру-интеллектуалу, которому интересен сам ход креативного процесса, который желает оставаться «над схваткой» и контролировать свой продукт от начала (замысла) до конца (транслирования в коммуникативное пространство)…»

Прозерский В.В., доктор философских наук, профессор кафедры эстетики и философии культуры:

«Выход первой книги Лола Г.Н. на рубеже ХХ-ХХI вв. был очень серьезным событием, поскольку понимание дизайна, которое тогда сложилось, не давало ответа на главный вопрос – что такое дизайн? Эстетика, следуя кантовско - гегелевской традиции с ее пониманием эстетического объекта как предмета созерцания, не могла ничего сказать о дизайн-объекте. Теоретики сводили дизайн либо к прикладному искусству, либо к предметной проектной деятельности, а практики относились к дизайну как к данности. В этот момент книга Лола Г.Н. была как глоток свободы. Она  очень смело ее писала - шла не от эстетики и не от практики дизайна, а от философии. И ей удалось создать экзистенциальную модель дизайна, увидеть дизайн как выход от бытования - к Бытию, заявить о дизайне как о совершенно новой области культуры, возникшей в нашу эпоху, дать тонкий анализ дизайна как практики границы, позволяющей сбыться вещам, состояться коммуникативному событию. Эти идеи легли в основу новой книги. Само название «Дизайн-код» говорит о том, что работа идет в коммуникативной парадигме. Дизайн рассматривается как коммуникативная практика создания впечатления, или создания ауры – переведения любой рутинной ситуации в творческую…»

Радеев А.Е., кандидат философских наук, доцент кафедры эстетики и философии культуры:

«Я не думаю,  что  книга Лола Г.Н. – это попытка как бы соединить  теорию и практику. На мой взгляд, пафос книги как раз в том, чтобы снять границы между теорией и практикой, показать практичность теории. Да, условно текст можно разделить на две части: в первой автор предлагает свои философские концепты, а во второй показывает, как эти концепты могут работать, например, в области дизайна. С точки зрения схемы – дается понятие дизайна, тесно связанное с понятием впечатления, вводится понятие ауры как естественной составляющей впечатления, затем важный для автора концепт нарративного кокона, далее о коммуникативных следствиях и в  заключение – бриф. И вот понятие нарративного кокона мне кажется принципиально важным, поскольку в нем обозначена  идея, как выражается автор, неразличимости «оболочки» нарративного кокона (описания) - и его «сердцевины» (замысла). Эта идея игры, взаимодействия объекта и его описания, в котором стирается граница между ними, присутствует в  направлении, известном как «новое искусство». Пафос книги состоит в том, что Лола Г.Н. создает «новый дизайн», в котором нет разницы между объектом и его репрезентацией, между словом и делом. Это как - есть Годар в искусстве, в кинематографе, а  Лола Г.Н. как бы - Годар в дизайне. Вот это мне кажется очень интересным и важным, понятие нарративного кокона  - это вовсе не игрушка, речь идет о традиции, и здесь есть, с чем работать…»

Филиппов М.В., дизайнер, кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна:

«Дизайн – это акт чуда. Что в нем чудесного – об этом книга Лола Г.Н. Мне кажется, дизайнеры устали от того, как их зачастую воспринимают - как людей, которые подходят к станку и что-то производят. Но что происходит в голове и душе дизайнера до того, как он нажмет клавишу компьютера или возьмет в руки карандаш? Начиная обучение дизайнеров в магистратуре, мы подумали о том, как выделить теоретический этап работы над проектом и  проследить весь путь движения от замысла к продукту. Выпускные работы магистрантов подтверждают правомерность и продуктивность такого похода…».

Старцев К.Г., дизайнер, член Союза Дизайнеров России и Союза Художников России, преподаватель кафедры дизайна:

«Зал, в котором проходит наш семинар,  оформлен работами студентов нашей кафедры, это создает определенное впечатление. Но вообще очень трудно представлять  работу дизайнера-графика, здесь важно  держать в руках, рассматривать детали, обращать внимание на нюансы. Я хочу показать одну из студенческих работ. Задача состояла в том, чтобы подготовить  графические материалы для модного показа: буклет, приглашение на дефиле, визитки, афиши, оформление подиума и т.д. И параллельно на занятиях           Лола Г.Н. студенты разрабатывали бриф под это задание. Затем  мы провели совместную защиту этих творческих заданий. Это был интересный опыт, подтвердивший, как важно дизайнеру уметь работать со словом  и для того, чтобы сделать продукт, и для того, чтобы представить его…»  

Дрига А.А., дизайнер, преподаватель кафедры дизайна:

«Я хотела бы сказать о той части книги, где речь идет о коммуникации с заказчиком. Там затронуты такие важные вопросы, причем, те, которые дизайнеры часто не решаются даже друг с другом обсуждать. В этой сфере  тоже надо владеть методологией, чтобы правильно общаться, уметь донести свой продукт до тех, кому он предназначен, убедить в своей правоте…»

В заключение  участники семинара высказали пожелание продолжить подобные встречи  и рекомендовали  по результатам обсуждения подготовить материалы для публикации в «Вестнике СПбГУ» серия «Искусствоведение».

Позднякова К.Г. и Голик Н.В. также выразили благодарность директору Издательского дома Санкт-Петербургского государственного университета

Новикову Е.Ю. и сотрудникам Информационно-книготоргового центра Издательского дома Санкт-Петербургского государственного университета «Менделеевская, 5» за предоставленную возможность провести семинар в прекрасном интерьере и за помощь в  организации семинара.

Дизайн-методология: технологии и/или soft skills?