СПбГУ участвует в сохранении уникальных росписей храма Благовещения Пресвятой Богородицы

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы — внешне скромное здание на углу 5-й Советской и Дегтярной улиц. Внутри него идут масштабные работы по раскрытию уникальных для Петербурга церковных интерьеров. В ходе исследований было установлено, что практически все внутреннее пространство храма украшают росписи с необычными орнаментальными композициями и изображениями православных сюжетов, святых, евангелистов, ангелов и серафимов. Пройдя испытания советского периода, церковь, ставшая в 1933 году архивом, сохранила свои тайны под слоями закрасок. Сегодня идет раскрытие этих удивительных росписей силами реставраторов Университета.


Коллектив образовательной программы «Реставрация» СПбГУ по предложению настоятеля храма иеромонаха Григория работает в храме Благовещения Пресвятой Богородицы с 2020 года. За два года были проведены многочисленные исследования, раскрыты и укреплены живописные орнаменты, фрагменты и целые композиции. Мы побеседовали с руководителем реставрационной практики, преподавателем СПбГУ Диной Фомитовой (кафедра реставрации) о непростой судьбе храма, его исключительной ценности для культуры Петербурга и страны, а также о процессе и трудностях реставрации.

Как архив Октябрьской революции «спас» лики святых

Храмовый комплекс Старо-Афонского подворья Свято-Андреевского мужского скита был построен по проекту архитектора Николая Никонова в 1889–1893 годах на углу Дегтярной и 5-й Рождественской (ныне 5-й Советской) улиц. Двухэтажная церковь возведена в русском стиле в традициях московского и ярославского зодчества XVII века.

В 1942 году, во время блокады Ленинграда, в результате бомбежки храму был нанесен значительный ущерб: была разрушена верхняя часть храма, включая богато украшенные барабаны и купола.

Уже в первые десятилетия своего существования храм пережил сложную историю. Во время Первой мировой войны службы велись круглосуточно. После революции, в 1919 году, подворье Андреевского скита было упразднено, церковь передана верующим города, а чтимая икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», находившаяся в церкви с момента основания, исчезла. В 1929 году община при церкви была разогнана. В ночь с 17 на 18 февраля 1932 года в Петербурге прошли массовые аресты духовенства (всего — около 500 человек), которое было приговорено к ссылкам и расстрелам. Окончательно храм был закрыт в 1933 году. В здании расположилось хранилище Ленинградского государственного архива Октябрьской революции и социалистического строительства, а в 70-е годы сюда переедет Ленинградский государственный архив научно-технической документации.

Сегодня бывшие стеллажи архива, расположенные в верхней части храма, служат лесами для реставраторов. По словам Дины Фомитовой, слои масляной краски, которыми было полностью закрашено убранство церкви, позволили сохранить росписи. «Благодаря тому, что архив оставался единственным пользователем здания вплоть до возвращения ему статуса храма, удалось избежать перепланировок и ремонтных работ и сохранить исторический интерьер. Для хранения документации необходимо было по возможности поддерживать температурно-влажностный режим, что благотворно влияло на сохранность росписей. Малярные закраски скрыли богатую и разнообразную монументальную живопись храма от посторонних глаз на долгие годы, что позволило росписям пережить самый непростой исторический период и избежать варварского обращения», — рассказала Дина Артуровна.

Неизвестные художники

Пробные расчистки и уже раскрытые фрагменты живописи позволяют сделать вывод о том, что все внутреннее пространство церкви богато украшено живописью. По словам старосты храма Лии Берии, над ними, вероятно, трудились разные группы иконописцев — с Афона, из Мурманска и Владимира. Однако их имена пока остаются неизвестными.

По стилистике росписи представляют собой искусное переплетение византийских и древнерусских форм. Так, например, композиция меняется по всей высоте алтарных столбов: орнамент перетекает в изображения серафимов, ангелов и фигур святых. «Уникальная сохранность живописи дает обширный материал для дальнейших исследований. Невероятно интересно узнать, с какими художниками работал архитектор храма Николай Никитич Никонов», — рассказала Дина Артуровна.

Степень сохранности большинства раскрытых фрагментов росписи очень высока. Это дает надежду, что в ходе дальнейшей реставрации откроются новые живописные композиции. Живописный комплекс храма — это жемчужина Петербурга, и очень важно сохранить его в том виде, в котором он дошел до нас.

Изображения выполнены в различных техниках: фигуры — преимущественно в масляной технике, орнаменты — темперной живописью с обилием золоченых элементов. Основой для большинства росписей послужила штукатурка, но в барабане и на парусах, которые все еще скрыты под слоем малярной побелки, часть живописных композиций имеет металлическую цинковую основу. Все эти особенности требуют индивидуального подхода при разработке методов реставрации.

Сюжеты и композиции монументальных росписей крайне разнообразны. Так, например, в прошлом году обучающиеся программы бакалавриата СПбГУ «Реставрация» Алена Обожанова и Александра Герасимова в рамках работы над ВКР смогли раскрыть живопись и провести консервацию многофигурной композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев». Справа от нее расположилось изображение святой Пелагеи, а напротив композиция с воинами. Вход в церковь сторожит «Ангел, записывающий в храм входящих».

Инфракрасный спектр, гроты Могао и хирургический скальпель

В храме Благовещения Пресвятой Богородицы у студентов проходят занятия по реставрации живописи и материаловедению. Теоретические курсы по обеим дисциплинам дополняются реставрационной практикой под контролем преподавателя. При этом студенты выполняют целый комплекс работ: составляют реставрационную документацию, делают постадийную фотофиксацию, выполняют картограммы повреждений, а в дальнейшем защищают ВКР.

Раскрытию живописи предшествуют исследования, которые проводятся на всех этапах реставрации. Для этого на объект приглашается эксперт по исследованию живописи, старший преподаватель СПбГУ Николай Курганов (кафедра реставрации). В частности, съемка в инфракрасном спектре помогает визуализировать живопись под слоем более поздних закрасок. Для исследования материалов отбираются микроскопические пробы для изучения пигментов, лаков и связующих веществ на оборудовании Научного парка СПбГУ. Пробы изучаются методами микроскопии, спектроскопии комбинационного рассеяния, инфракрасной Фурье-спектроскопии, рентгеноструктурного и рентгенофлуоресцентного анализов. При наличии биоповреждений (например, грибка) образцы изучаются в целях подбора биоцида. Студенты-реставраторы самостоятельно проводят исследования на стационарном микроскопе и с помощью специальных линз для смартфонов. Процесс удаления малярных закрасок проводится под контролем УФ-люминесценции, которая показывает наличие и характер защитного покрытия на поверхности красочного слоя и живописные правки, выполненные в более поздний период.

Работа реставраторов в этой церкви показывает, как слой за слоем, миллиметр за миллиметром раскрывается красивейшая живопись XIX века. Это чудесное открытие стало возможным благодаря удивительному стечению обстоятельств, подвигу реставраторов и значительному вкладу исследователей. И очень важно предоставить возможность реставраторам сделать свою работу максимально аккуратно и профессионально, чтобы раскрыть и сохранить именно подлинную живопись, дошедшую до нас сквозь сложный век.
Директор Центра по изучению, сохранению, реставрации и актуализации объектов культурного наследия СПбГУ, старший преподаватель Николай Курганов (кафедра реставрации)

Особую сложность составляют работы по борьбе со структурными разрушениями живописи, вызванными солеобразованием. Протечки привели к тому, что минералы штукатурки вышли на поверхность живописи и впоследствии кристаллизировались. Это привело к разрушению красочного слоя. Для борьбы с последствиями этих процессов выпускница СПбГУ из Китая Цзинь Юйчэнь посвятила свое магистерское исследование проблеме солеобразования. В результате изучения работ китайских и американских ученых, занятых консервацией раннебуддийских фресок грота Могао, была выработана и апробирована методика устранения солей из структуры штукатурного слоя.

В 2009 году подворье было включено КГИОП в Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Здание церкви было возвращено городской епархии только в 2016 году. Это дало толчок к возрождению храма и приходской жизни.

Реставраторы отмечают, что процесс удаления закрасок с поверхности живописи — это крайне тяжелая и кропотливая работа. В церкви Благовещения встречается до семнадцати слоев малярных закрасок различного характера на живописной поверхности. Их удаление ведется в основном всухую с помощью хирургических скальпелей с постоянным анализом поверхности. «Это очень длительный процесс, и на разных участках может быть затрачено разное количество времени для консервации — в зависимости от степени повреждения живописи и от количества и характера малярных закрасок на ее поверхности. Помимо получения знаний и навыков в профессиональной деятельности, эта работа учит дисциплине и трепетному отношению к памятникам искусства», — поделилась преподаватель СПбГУ Дина Фомитова (кафедра реставрации).

«Для нас каждый день работы здесь — это открытия и радость. С каждым днем мы все больше понимаем ценность и значимость этого памятника. Ни в одном храме города, построенном по проекту Николая Никонова, не сохранилось авторской живописи в таком объеме, а в некоторых до сих пор располагаются светские организации», — отметила Дина Артуровна. Она подчеркнула, что реставрация подразумевает взаимодействие не только ученых из разных областей, но и представителей разных структур — государства, духовенства, местного сообщества, науки и образования. Путем диалога, совместной работы и осознания важности сохранения культурного наследия можно добиться того, что храм Благовещения Пресвятой Богородицы станет новой точкой религиозного и культурного притяжения города и страны.